Урок № 4. Логическое устройство программы


Как устроены программы

Доброго времени суток! В этом уроке я доступным языком постараюсь объяснить Вам из чего же всё-таки состоят компьютерные программы, в чем суть программы в принципе. И так, к делу!

Любая программа (в том числе и написанная на языке программирования C#) это набор инструкций, которые программист дает компьютеру. Эти инструкции выражаются в операторах. В тоже время, компьютерная программа держится на двух (или как минимум, двух) логических составляющих, это: данные и операции над этими данными.

И всё это довольно просто, вспомним нашу первую программу, чья «бизнес-логика» (тут я улыбаюсь), крылась в одной только строке:

    Console.WriteLine("Hello, world!");

Такая строка и представляет собой оператор. Так вот давайте договоримся, что каждый оператор в C# будет заканчиваться символом «;» (точка с запятой).

Если на этапе кодирования, мы забудем поставить точку с запятой после оператора, или нарушим какое-нибудь другое синтаксическое правило языка C#, то мы просто не сможем собрать (скомпилировать) программу. Получим ошибку этапа компиляции.

Список ошибок в окне IDE VisualStudio

В результате, Вы можете увидеть нечто подобное.

Нам даже указано, где (указан номер строки), и что мы сделали неправильно…

Так же существуют блоки операторов, которые служат для объединения ряда операторов в группу. Блок операторов заключается в фигурные скобки, например, так:

{
    Console.WriteLine("Hello, world!");
    Console.WriteLine("Hello, world!");
    Console.WriteLine("Hello, world!");
}

После блока операторов, точка с запятой не нужна.

Теперь вернемся к нашей программе. Даже в такой простой программе есть и данные, это строка «Hello, world!» и операция над этими данными, это операция вывода наших данных («Console.WriteLine(…)»).

Но пока, обратим внимание только на данные (к операциям вернемся в следующих уроках). Все данные программы можно условно разделить на две группы:

  • изменяемые данные (будут храниться в так называемых переменных);
  • неизменяемы данные (т.е. некая справочная информация, которая будет храниться в константах).

Пока будем считать, что переменные и константы – это некие записи, в которых хранится определенного рода информация, а отличие между ними лишь в том, что информацию, хранимую, в записях-переменных можно изменять во время выполнения программы, а в записях-константах – нельзя!

А теперь вернемся немного назад… Я говорил «…записи, в которых хранится определенного рода информация…»? Верно, говорил, и это значит, что в каждой переменной или константе может храниться информация только одного типа, например, строки, или целые числа, ну и т.п.

Вот мы и плавно подошли к типам данных в языке программирования C#, но об этом поговорим в следующем уроке, а сейчас слегка модифицируем нашу первую программу, чтобы показать, как создаются и используются переменные в программах, написанных на C#:

string helloStr = "Hello, World";
Console.WriteLine(helloStr);

В этом примере, мы создали переменную с названием «helloStr», эта переменная относится к типу «string» и при создании, получила значение «Hello, World».

Обратите внимание, в языке C#, переменные создаются по следующему правилу:

[тип_данных][пробел][название_переменной]=[значение_переменной];

Изменить/задать значение уже созданной переменной можно по таким правилам:

[название_переменной]=[значение_переменной];

Одной и той же переменной, можно много раз задавать разные значения (но одного типа).

Чтобы использовать значение созданной переменной, мы просто подставляем в нужное место ее имя:

Console.WriteLine(helloStr);

В результате будет выведен текст, который хранится в переменной «helloStr», т.е. «Hello, World» в нашем случае, а не имя переменной.

Что мы узнали в этом уроке?

Чем по своей сути является компьютерная программа. Что программа состоит из данных и набора операций над этими данными. Что данные в программах хранятся в виде переменных и констант. Как создавать и использовать переменные.

Перейти к следующему уроку